Оценка рыночной стоимости автомобиля

Оценка рыночной стоимости транспортных средств методы и подходы

Оценка рыночной стоимости автомобиля является очень распространенной услугой на рынке услуг в оценочной деятельности. Мало кому из нас не приходилось хоть раз в жизни сталкиваться с потребностью в услуге оценка автомобиля. Раздел имущества, страхование, ущерб в результате ДТП, вступление в права наследования, списание, постановка на баланс и утилизация – далеко не полный перечень жизненных ситуаций, при которых вам будет необходима оценка рыночной стоимости автомобиля.
В данной статье мы попробуем разобраться в методах и подходах, которые применяют оценочные компании при оценке транспортных средств.
Наиболее распространенным подходом является рыночный подход, который основывается на анализе цен покупки и продажи транспортных средств, сложившихся на рынке транспортных средств, в данном регионе и в данный момент времени. Данную информацию, как правило, оценщики берут из открытых источников информации.

При применении сравнительного подхода, необходимо произвести следующие действия:

  • произвести анализ рынка, с целью установления всех факторов, способных оказать влияние на ценообразование в данном сегменте рынка; 
  • подобрать схожие по техническим характеристикам объекты аналоги и произвести сравнительный анализ по каждому из них; 
  • сопоставить подобранные объекты аналоги с оцениваемым транспортным средством, с целью корректировки цен по тем или иным признакам, или вовсе исключения некоторых из списка; 
  • приведение показателей стоимости сравнимых объектов к одному диапазону рыночной стоимости исследуемого объекта, исключая минимальные и максимальные показатели, явно выбивающиеся из данного диапазона.

При внесении корректировок на продажные цены объектов аналогов, поправки вносятся с последующим применением средневзвешенного показателя стоимости применимо к оцениваемому объекту.

Следующий подход, который мы хотим рассмотреть в данной статье это затратный подход. Он базируется на том, что в качестве стоимости оцениваемого автомобиля берутся в расчет затраты на его воспроизводство, а проще говоря за основу берется стоимость нового транспортного средства данной комплектации (если на данной момент такое транспортное средство снято с производства, подбирается автомобиль аналог с применением поправочных корректировок) и вычитается накопленный износ на момент осмотра.
Расчет в рамках данного подхода осуществляется по формуле:
Сост = Со x (1- И ф) х (1 - Им),

где Со - значение стоимости нового транспортного средства базовой комплектации на дату оценки (или БУ автомобиля более позднего выпуска, с меньшим износом), тыс. руб.;
Иф - физический износ транспортного средства на дату оценки;
Им - моральный износ транспортного средства на дату оценки.

Физический износ с учетом возраста и пробега транспортного средства с начала эксплуатации рассчитывается по формуле:

И тс = 100 х (1- е -Ω),

где е - основание натуральных логарифмов;
Ω - функция, зависящая от возраста и фактического пробега транспортного средства с начала эксплуатации.
Вид функции Ω для различных видов транспортных средств определяется в соответствии с данными таблицы НИИАТ

Так же в качестве аналога для снятых с производства транспортных средств, может быть использован автомобиль, который уже эксплуатировался, но боле позднего года выпуска с меньшим пробегом. Его стоимость при этом мы принимаем за базовую (ПВС) и относительная стоимость оцениваемого транспортного средства может быть рассчитан по формуле:

С 2 = С1 х е -(Ω2-Ω1),

где С 2 - рыночная стоимость оцениваемого автомобиля относительно базового (более позднего выпуска);
С 1 - стоимость базового автомобиля более позднего выпуска с меньшим пробегом;
Ω1 - функция базового автомобиля с соответствующим возрастом и пробегом;
Ω2- функция для оцениваемого автомобиля.

Моральный износ автомобиля характеризуется, как правило, действием объективных факторов и приводит к изменению стоимости автомобиля, вследствие того, уменьшения затрат труда на их производство. Так же на моральный так же износ влияет появления более технологичных и современных аналогов данного типа.

Расчет морального износа транспортного средства производился по следующей формуле:

И м= ∑ М мр

Расчет первого фактора, учитывающего снятие транспортного средства с производства, производится по формуле:

ИМ1 = 2*Тсн,при Тсн ≤10 лет,
И М1 =20 %. при Тсн> 10 лет;

где Тсн - срок, прошедший с даты снятия транспортного средства с производства до даты оценки, лет.

Оцениваемое транспортное средство не снято с производства. Таким образом, ИМ1 = 0.
Значение второго фактора морального износа Им2, учитывающего попадание транспортного средства до даты оценки в дорожно-транспортное происшествие, равно Им2 = 5%

Значение третьего фактора морального износа Им3, учитывающего количество владельцев транспортного средства при количестве владельцев транспортного средства более трех по данным регистрационных документов равно Им3 = 20%.

Определяются стоимости дополнительного или замененного оборудования с учетом разности износа базового комплекта и дополнительно установленного. Стоимость добавляется к стоимости замещения, рассчитанной с учетом накопленного износа.

Применение того или иного подхода в оценке обуславливается целью оценки, фактическим использованием транспортного средства и его техническим состоянием. Правильно выбранный подход в оценке поможет добиться наиболее объективной и точной величины определяемой рыночной стоимости оцениваемого транспортного средства.